Психологическое консультирование
Подготовка к школе
Коррекция поведения
МЫ и ШКОЛА
контакты
(099) 3-123-321
info@familycenter.kiev.ua
 
 

Адаптация к школе

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ШКОЛЕ 

Первые дни и недели в школе – самое важное время. От того, как они пройдут, во многом зависит дальнейшая школьная жизнь вашего малыша. Поэтому отнеситесь очень серьезно к началу учебы в первом классе: не жалейте  сил и времени, чтобы помочь своему ребенку. Сотрудничайте с учителями и психологом. А наградой вам будет счастливый ребенок, который хочет и любит учиться.

Давайте рассмотрим особенности адаптации (приспособления, привыкания) ребенка к школе.

Первые 2 – 3 недели особенно трудны для ребенка. Следствием этого могут быть головные боли, нарушение сна, снижение аппетита и др. Так что, дорогие друзья, следует быть особенно внимательными к ребенку в период адаптации.

Если вы знаете, что ваш ребенок трудно привыкает к новым условиям, то обязательно возьмите отпуск на недельку-другую. Тогда адаптация будет проходить намного легче: вы сможете забирать ребенка после уроков, не оставляя его в группе продленного дня. У вас будет время поговорить с малышом о том, что сегодня было в школе. Поначалу вам придется помогать первокласснику делать уроки, учить его быть дисциплинированным.

Если вам не нужно будет бежать на работу, вы сможете в первое время каждый день общаться с учительницей. Почему это важно? Во-первых, учительница, чувствуя заинтересованность родителей, будет внимательнее к вашему ребенку. Да и решить большинство проблем тогда удастся «по горячим следам», то есть быстро.  

О чем нужно спросить ребенка в его первый день? 

·         Как зовут твою учительницу?

·         Как зовут твоего соседа по парте?

·         Что нового ты узнал сегодня в школе?

·         Что тебе было непонятно? (Если сможете, то объясните ребенку сами, а если нет – не забудьте сказать об этом учительнице).

·         С кем из своих одноклассников ты уже познакомился?

·         Какие уроки у вас были? Было ли тебе интересно?

·         Попросите ребенка пересказать коротко то, о чем рассказывали на уроках.  

Возможные проблемы первого дня  

Нам, взрослым, они могут показаться совсем несерьезными, а вот для детей любые «мелочи» могут быть самыми настоящими проблемами:

·         Ребенок испугался новой обстановки.

·         Ребенок не подружился ни с кем в классе.

·         Ребенок не нашел туалет.

Со всеми этими вопросами на следующий день вы обязательно обратитесь к учительнице и попросите исправить ситуацию (туалет показать, по школе поводить, с детьми подружить (для этого есть специальные игры-дружилки). 

А вот если:

·         Ребенок расплакался в школе,

·         Ребенок говорит, что завтра в школу не пойдет и просит отвести его обратно в детский сад,

·         Ребенок говорит, что ему не понравилось на уроках, и хочет, чтобы завтра были только перемены. 

Тогда нужно действовать родителям. Расскажите малышу о школе, вспомните истории из своего детства, которые покажут  ребенку, как в школе может быть весело и  интересно.

Поговорите и о том, что уроки – это здорово, на них можно узнать много нового, научиться многому, что пригодится в жизни. Но если ситуация будет повторяться изо дня в день, обязательно обратитесь к учителю и психологу. 

Вся первая неделя сентября – это первый этап адаптации. Ребенок привыкает к новым людям, новым правилам, к обстановке. Он постепенно запоминает, где находится его парта, как пройти в класс или туалет, найти выход на улицу. Он выстраивает отношения с одноклассниками, стараясь найти свое место в детском коллективе. Малыш присматривается к учителям и одноклассникам.  

Сколько может длиться адаптация к школе у первоклассников?   

У всех по-разному. Как правило, к концу сентября – началу октября малыши уже привыкают к новому режиму, «принимают» учительницу как авторитетного взрослого, знают всех одноклассников по именам, без труда выполняют несложные пока домашние задания.

Однако не у всех адаптация проходит быстро и незаметно. Есть дети, которые привыкают медленно и осваиваются на новом месте только к декабрю, а то и февралю. Именно таким малышам очень нужна помощь и поддержка семьи.  

А что делать, если уже февраль, а ваш ребенок так и не привык к школе? Он капризничает, по утрам отказывается туда идти и говорит, что не любит учителя.  

В таком случае вам необходима консультация психолога. Возможно, дело вовсе не в том, что ребенок плохо адаптируется к школе. Скорее всего, такая ситуация может быть вызвана отношениями ребенка с учителем. Бывает, что после мягкой, доброй и привычной воспитательницы ребенок ни за что не хочет «подружиться» с более строгим и требовательным учителем.  В этой ситуации на помощь должен прийти школьный психолог. 

Может ли так случиться, что ребенок к школе так и не привыкнет?  

Конечно же, рано или поздно к школе привыкают  все дети. Но вот у первоклассников так бывает: время идет, а в школу идти все больше  и больше не хочется, ребенок плачет и капризничает, отказывается делать уроки. Причины могут быть разными: слишком ранний подъем, переутомление из-за больших нагрузок, учитель, который не может найти подход к вашему ребенку. В очень редких случаях родители принимают решение – пойти в школу через год. 

Каким должен быть режим первоклассника? 

Это очень важный вопрос. К режиму будущего школьника нужно готовить заранее, и, конечно же, соблюдать его с первых дней учебы в школе.

1.  Сон – 11,5 часов, включая 1,5 часа дневного сна. 

Не забывайте, что полноценный сон – это единственный вариант самого главного отдыха, который позволит ребенку восстановить свои силы после трудного дня. Помните, не выспавшийся малыш «проспит» все, что ему нужно услышать и понять в школе. Ученик младших классов должен ложиться спать не позже 21.00. Кстати, в выходные дни время отхода ко сну должно быть таким же, как и обычно. 

2.    Прогулки – 3 – 3,5 часа. 

В режим дня обязательно нужно включить утреннюю зарядку (10 – 15 минут) и прогулки – еще один эффективный способ восстановления сил (перед выполнением домашнего задания и перед сном) – общей продолжительностью 3 – 3,5 часа. 

3.      Выполнение домашнего задания – не более 1 часа с перерывом каждые 15 – 20 минут. 

Не заставляйте ребенка многократно переписывать задания из черновика в чистовик и делать все за один «присест». Должно быть время  и небольшой физической разминки (3 – 5 минут).  Работа по принципу «пока не закончишь, не встанешь» малоэффективна и создает дополнительное напряжение. 

4.      Кружки и секции – не более 1 часа. 

Доказано, что внешкольные занятия в первый год обучения весьма утомительны для детей, даже такие полезные, как спортивные.

         Поэтому, дорогие родители, подумайте, возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Если же вы решили, что дополнительные занятия необходимы, то для семилетнего ребенка их продолжительность должна быть не больше часа. 

5.      Телевизор (компьютер) – 2 – 3 раза в неделю по 30 минут. 

Увы, мало кто соблюдает эти указания, и все-таки постарайтесь соблюдать рекомендуемые нормы. 

 

Мы отдаем ребенка в первый класс в неполные шесть лет. Есть ли какие-нибудь особенные советы по адаптации для таких маленьких?  

Конечно, лучше подождать и совершенно спокойно пойти в школу в шесть «с хвостиком». Но уж если отдаете, то для таких малышей важно соблюдение режима дня, отсутствие перегрузок: умственных, эмоциональных и физических. Следите за здоровьем ребенка, малыши чаще и быстрее утомляются, чем дети постарше. Особенно пристально следует наблюдать за ребенком в конце четвертей и в конце учебного года. Не перегружайте ребенка дополнительными занятиями, музыкальной или художественной школой, тренировками. 

На что следует обращать внимание в первые недели в школе? 

Конечно, на настроение ребенка. Ведь улыбка на детском лице – это индикатор его душевного здоровья и благополучия. Следите за тем, насколько сильно ребенок устает, не слишком  ли велики нагрузки. 

Как определить, адаптировался ли ребенок к школе? 

То есть, каковы критерии того, что малыш принял новые условия и теперь может спокойно учиться? Не нужно надеяться на какие-то специальные тесты. Хотя, если в школе есть психолог, он обязательно их проводит в конце сентября – начале октября. Но вам, мудрым родителям, достаточно просто послушать своего ребенка.

Итак, ответьте себе на вопросы:

·         Ребенок утром идет в школу в хорошем настроении?

·         Возвращается из школы тоже в хорошем настроении?

·         Рассказывает о том, что было в школе, в основном, с положительным настроем?

·         Подружился, хотя бы с двумя одноклассниками?

·         Не боится учительницы?

·         Ему нравятся не только перемены и прогулка, но и уроки?

·         Не отказывается выполнять домашние задания?

·         Не отказывается идти в школу? 

           Если вы ответите положительно на все эти вопросы, значит адаптация прошла успешно, и вы можете облегченно вздохнуть. А если хотя бы на 2 вопроса вы ответили «нет», тогда вам непременно нужно будет пообщаться с учительницей и психологом, потому что ситуация требует вмешательства специалистов. 

В заключении хочу обратить ваше  внимание на то, чтобы поддерживать в ребенке стремление  стать школьником. Ваше серьезное отношение к будущей школьной жизни ребенка, терпение, внимание к его первым успехам и трудностям помогут будущему первокласснику почувствовать значимость его деятельности, будут способствовать повышению его самооценки, его уверенности в себе. Если ребенок видит, что родители принимают активное участие в учебе, что они заинтересованы в его успехах, он старается узнавать и делать  еще больше, чтобы вас порадовать. 

Дорогие родители, пожалуйста, не забывайте, ребенок нуждается в вашей поддержке, помогите ему адаптироваться к новой жизни.

 



 версия для печати
Интересно и полезно
09/01/2016
  ЯК ПОЗБУТИСЬ ДЕПРЕСІЇ ?                   ...
Подробнее »

15/09/2014
Действительно полезные советы
Здоровье: 1. Пейте много воды. 2. Завтракайте по королевски, обедайте, как принц и ужинайте, как нищий. 3. Ешьте больше продуктов, растительного происхождения...
Подробнее »

09/09/2014
Для хорошего настроения
10 советов для хорошего настроения 1. Чтобы у вас всегда было хорошее настроение, научитесь себя контролировать. Не обижайтесь по пустякам, постарайтесь...
Подробнее »

25/08/2014
Нейробика
Нейробика — тренировка для ума!       С возрастом память становится хуже? Вы уверены? А может проблемы в том, что нашим умственным способностям...
Подробнее »

24/07/2013
Самооценка
        Поговорим о нашей самооценке. То, что мы думаем о себе, как себя представляем, оказывает влияние на всю нашу жизнь.        ...
Подробнее »

архив новостей
 
  Создание сайта - LookMy.info на базе CMS MYSITE